Вопросы к собеседованию по дисциплине «Научные основы школьного курса «Физическая культура»
- Место и роль курса в системе подготовки по направлению 44.03.01 – «Педагогическое образование», профиль – «Физическая культура». Место и роль общего физкультурного образования в системе общего среднего образования.
- Основные причины низкой эффективности системы физического воспитания школьников. Современное состояние научно-методического обеспечение школьной физической культуры.
- Роль физкультурно-спортивной науки в жизни современного общества. Главные противоречия, характеризующие современное состояние школьной физической культуры.
- Современное состояние системы общего физкультурного образования в России. Современное состояние системы общего физкультурного образования за рубежом.
- О сущности и главном предназначении «Общего образования в области физической культуры. Дискуссия о сущности понятия «Физическая культура». Её основные результаты и значение для дальнейшего развития физической культуры как социального явления.
- Состояние проблемы определения содержания и соотношения системы основных понятий в сфере физической культуры. Определения основных понятий сферы школьной физической культуры: «физическое воспитание школьников», «общее физкультурное образование», «физическая подготовка школьников», «учебная работа по физической культуре в школе», «внеклассная работа»
- Представления об уроке физкультуры как основной форме физического воспитания школьников. Причины, обусловливающие необходимость коренных изменений в представлениях о содержании учебного предмета «Физическая культура» в школе.
- Особенности представлений о сущности и назначении урока как формы физического воспитания школьников в рамках тренировочной концепции. Обоснование принципиальной невозможности успешной реализации занятий с тренировочной направленностью в условиях школьного урока физической культуры.
- О сущности понятия «Учебный предмет» в системе образования и педагогике в целом. Соотношение понятий «Учебный предмет «Физическая культура» с понятиями: «физическое воспитание», «физкультурное образование», «физическая подготовка».
- Основное предназначение и сущность понятия «Учебный предмет «Физическая культура» в системе общего образования. О проблеме соотношения понятий: «Физическое воспитание школьников», «Общее образование в сфере физической культуры» и «Учебный предмет «Физическая культура».
- Создание «дерева» целей как важнейшее условие решения проблемы целеполагания. Проблема диагностичности целей в сфере общего физкультурного образования.
- Особенности определения цели и основных задач физического воспитания в России и высокоразвитых странах мирового сообщества. Особенности физического воспитания в России и высокоразвитых странах мирового сообщества (сравнительный анализ).
- Суть постматериальной идеи развития общества в целом и физической культуры – в частности. О трёх периодах развития систем физического воспитания в обществе.
- Особенности содержания учебных занятий по физической культуре в общеобразовательных учебных заведениях различных стран мирового сообщества. Материалы Всемирного саммита по физической культуре (г. Берлин, 1999) как отражение состояния проблемы физического воспитания учащейся молодёжи в современном мире.
- Анализ основных концептуальных подходов к развитию физической культуры, сформировавшихся на рубеже 80-90-х годов ХХ столетия. Сходства и отличительные черты школьных программ по физической культуре в России и за рубежом.
- Представления о путях реформирования системы физического воспитания учащейся молодёжи (на основе взглядов В.И. Столярова).
- О системе физкультурного воспитания, как альтернативе физическому воспитанию (на основе работ Л.И. Лубышевой, А.П. Матвеева).
- Об учебном предмете «Спортивная культура», как альтернативе предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе. Концепция тренировки как методологическая основа организации учебной работы по физическому воспитанию школьников.
- Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования отечественной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодёжи России.
- Слабые стороны тренировочного подхода по отношению к организации учебной работы по физической культуре в школе. Обоснование ошибочности вывода об уроке, как «главном узле» противоречий в школьной физической культуре (В.К. Бальсевич).
- Суть концепции личной физической культуры. Основные положения конгруэнтного физического воспитания (автор проф. Лях В.И.)
- Особенность представлений, ведущих учёных, сторонников приоритета образовательной направленности системы физического воспитания школьников (на основе взглядов А.П. Матвеева и В.М. Минбулатова). Слабые стороны концептуального подхода, основанного на приоритетном внимании к образовательной направленности учебной работы по физической культуре в школе.
- Основные проблемы, обусловливающие отсутствия консолидированных представлений о содержании физического воспитания школьников.
- О приоритетном внимании к оздоровительной направленности учебных занятий по физической культуре на государственном уровне. Слабые стороны подхода, основанного на приоритете оздоровительной направленности учебной работы по физической культуре в школе.
- Объективные причины, мешающие полноценной реализации подхода, основанного на приоритете оздоровительной направленности учебных занятий по физической культуре в школе. О принципиальной невозможности реализации задач оздоровительной направленности путём подмены учебных занятий оздоровительными мероприятиями.
- Проблема, связанная с недостаточностью опоры на методологические основания в определении цели, задач, содержания общего образования в области физической культуры. Интеллектуализация, фундаментализация, культурологическая направленность – как методологические основы образовательной Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура».
- Проблема недостаточной степени разработанности теории определения содержания образования в области физической культуры. Пути решения проблемы разработки действенной Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура (на основе взглядов профессора В.П. Лукьяненко).
- Проблема недостаточной разработанности методики формирования знаний по предмету «Физическая культура» в школе, и содержания раздела «Основы знаний». Проблема отсутствия дифференциации технологий сообщения и усвоения теоретических сведений и процесса обучения двигательным действиям.
- Проблема смешения понятий «физическая подготовка» и «физкультурное образование» в системе общего образования в области физической культуры. Проблема различий в представлениях о главной цели учебной работы по физической культуре в школе.
- Статус учебного предмета «Физическая культура» в системе общего образования России. Суть заблуждений о мотивах представления этого предмета в качестве базовой общеобразовательной дисциплины.
- Содержательная суть заблуждений в понимании проблем школьной физической культуры методического характера. Содержательная суть заблуждений в понимании проблем школьной физической культуры методологического характера.
- Главное заблуждение в понимании проблем школьной физической культуры, являющееся своеобразной «фундаментальной» основой для существования многих других. Основные положения концепции модернизации системы общего среднего образования в области физической культуры, разработанные профессором В.П. Лукьяненко.
- Состояние процесса физического воспитания школьников в современных условиях развития системы общего образования. Особенности содержания учебных занятий по физической культуре в соответствии с основными положениями ФГОС НОО.
- Типы уроков физической культуры в соответствии с основными положениями ФГОС общего образования. Особенности содержания учебных занятий по физической культуре в соответствии с основными положениями ФГОС ООО.
- Основная направленность уроков физической культуры в соответствии с основными положениями ФГОС общего образования. Особенности содержания учебных занятий по физической культуре в соответствии с основными положениями ФГОС СОО.
- Основные положения Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» (принята 24 декабря 2018 г.). Основные недостатки этой Концепции.
- Содержание учебного предмета «Физическая культура» в школе. Современные проблемы, противоречия, парадоксы учебного предмета «Физическая культура».
- Современные концепции физического воспитания учащихся в Европе. Особенности представлений о статусе учебного предмета «Физическая культура» за рубежом.
- Аргументы, доводы, факты, свидетельствующие о неудовлетворительном состоянии системы физического воспитания школьников. Мотивы включения учебного предмета «Физическая культура» в инвариантную часть Федерального базисного учебного плана (ФУПа).
- Представления об уникальности функций учебного предмета «Физическая культура» в системе общего образования. Своеобразие и уникальность содержа¬ния учебного предмета «Физическая культура» в системе общего образования.
- Общее физкультурное образование как один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Система общего образования как важнейший компонент социальной структуры общества.
- Цели общего физкультурного образования в российской школе, их взаимосвязь с содержанием. Основные положения, регламентирующие деятельность в системе общего образования в области физической культуры.
- Триединство образовательного процесса – обучающего, воспитывающего и развивающего воздействия учебного предмета «Физическая культура» на обучающихся. Причины, обусловливающие проблематичность одновременного успешного решения задач по освоению фундаментальных знаний и интенсивному развитию двигательной функции обучающихся.
- Реализация принципа дифференцированного подхода в процессе обучения по предмету «Физическая культура». Два вида дифференциации – уровневая и профильная.
- Личностно-ориентированный подход в процессе общего физкультурного образования. Возможности индивидуализации процесса обучения школьников по предмету «Физическая культура».
- Умственное и физическое развитие в процессе реализации содержания общего образования в области физической культуры. Особенности реализации развивающего обучения в процессе общего физкультурного образования
- Проблема преподавания и усвоения теоретических знаний на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Особенности технологии преподавания и усвоения фундаментальных теоретических знаний.
- Проблема преподавания практико-методических знаний на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Особенности технологии преподавания и усвоения практико-методических знаний.
- Проблема формирования знаний в процессе практических занятий по физической культуре. Особенности задач и методики формирования знаний в процессе практических занятий.
- Роль системы общего физкультурного образования в формировании физической культуры личности и общества. Влияние уровня физической культуры общества на успешность решения задач по достижению социально значимых результатов в укреплении здоровья людей и генофонда нации
- Межпредметные связи в системе общего образования. Особенности и возможности реализации межпредметных связей в процессе общего физкультурного образования.
- Роль теоретических знаний в процессе познания, развития логического мышления и творческих способностей обучающихся. Роль теоретических и практико-методических уроков по физической культуре в повышении уровня физкультурной образованности современного общества.
- Особенности тестовых систем контроля знаний и уровня двигательной подготовленности. Понятие валидности тестов. Пути повышения их валидности.
- Проблемы и перспективы модернизации учебной работы по физической культуре в школе. Принципы фундаментальности, доступности и завершенности общего физкультурного образования в области физической культуры.
- Особенности организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучении предмета «Физическая культура». Место и роль самостоятельности, самообразования, физического самосовершенствования в решении социально значимых задач физического воспитания подрастающих поколений.
- Принципы организации и функционирования процесса образовательного процесса по физической культуре в школе. Принцип единства внутри- и межпредметной интеграции знаний и способов действий.
- Проблемно-интегративный подход и методика его реализации при обучении в процессе общего физкультурного образования. Принципы экологизации, гуманизации и гуманитаризации общего физкультурного образования.
- Специальные физкультурные знания как элемент содержания образования в области физической культуры. Роль физкультурных знаний в освоении ценностей физической культуры в современном обществе.
- Методы самовоспитания и самосовершенствования в процессе общего физкультурного образования. Физкультурное самообразование, самовоспитание, физическое самосовершенствование как важнейший результат функционирования системы общего образования в области физической культуры.
- Общие представления о системе физического воспитания в современном обществе. Место и роль системы общего физкультурного образования в системе физического воспитания подрастающих поколений.
- Традиционные представления о структуре и содержании учебных занятий по физической культуре в общеобразовательной школе. Особенности представлений о структуре и содержании уроков физической культуры у сторонников образовательной направленности модернизации системы общего образования в области физической культуры.
- Система базовых понятий как базовая фундаментальная основа общего образования в области физической культуры. Проблемы определения и соотношения базовых понятий в области физической культуры.
- Двигательный и когнитивный (интеллектуальный) компоненты содержания общего образования в области физической культуры Проблема соотношения двигательного и когнитивного компонентов в теории и практике общего физкультурного образования, пути её решения.
- Место и роль ценностей физической культуры в жизни человека
и современного общества. Роль специальных физкультурных знаний в освоении человеком и обществом ценностей физической культуры.
- Общее состояние концептуального обеспечения процесса модернизации системы общего образования в области физической культуры. Принципиальные отличия авторской Концепции модернизации системы общего образования в области физической культуры, разработанной профессором В.П. Лукьяненко. Условия, необходимые для эффективной реализации данной концепции
- Система ценностей современного человека и общества. Место ценностей физической культуры в системе общечеловеческих ценностей.
- Современный ценностный потенциал физической культуры и проблемы их освоения личностью и обществом, пути её решения. Приобщение к ценностям физической культуры как цель общеобразовательной деятельности.
- Проблема недостаточности использования лишь физических упражнений для эффективного формирования физической культуры личности. О несостоятельности рассмотрения представлений о физических упражнениях и «функциональном автоматизме» в качестве основного источника знаний в процессе общего физкультурного образования
- Проблемы реализации содержания раздела «Основы знаний» учебного предмета «Физическая культура» в школе. Причины существования многообразного и противоречивого отношения специалистов к проблеме формирования знаний в процессе общего среднего физкультурного образования.
- Представления ведущих специалистов о содержании и методике процесса формирования специальных физкультурных знаний в системе общего среднего образования. Причины слабой разработанности содержания раздела «Основы знаний» и методики их формирования в процессе преподавания предмета «Физическая культура» в школе
- Цель и направленность процесса освоения знаний в физкультурном образовании. Особенности дифференцирования содержания образования по предмету «Физическая культура» в соответствии с организационной структурой общеобразовательной школы.
- Особенности традиционной методики формирования знаний в процессе общего физкультурного образования. Недостатки традиционной образовательной технологии, как главная причина утраты учебным предметом «Физическая культура» достойного места в школьной системе образования
- Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий, особенности её применения в системе общего физкультурного образования, её достоинства и слабые стороны. Демократизация, гуманизация, интеллектуализация, фундаментализация, культурологическая направленность - как методологические основы образовательной концепции физического воспитания школьников.