Вопросы к собеседованию по дисциплине «Научные основы школьного курса «Физическая культура»

  1. Место и роль курса в системе подготовки по направлению 44.03.01 – «Педагогическое образование», профиль – «Физическая культура». Место и роль общего физкультурного образования в системе общего среднего образования.
  2. Основные причины низкой эффективности системы физического воспитания школьников. Современное состояние научно-методического обеспечение школьной физической культуры.
  3. Роль физкультурно-спортивной науки в жизни современного общества. Главные противоречия, характеризующие современное состояние школьной физической культуры.
  4. Современное состояние системы общего физкультурного образования в России. Современное состояние системы общего физкультурного образования за рубежом.
  5. О сущности и главном предназначении «Общего образования в области физической культуры. Дискуссия о сущности понятия «Физическая культура». Её основные результаты и значение для дальнейшего развития физической культуры как социального явления.
  6. Состояние проблемы определения содержания и соотношения системы основных понятий в сфере физической культуры. Определения основных понятий сферы школьной физической культуры: «физическое воспитание школьников», «общее физкультурное образование», «физическая подготовка школьников», «учебная работа по физической культуре в школе», «внеклассная работа»
  7. Представления об уроке физкультуры как основной форме физического воспитания школьников. Причины, обусловливающие необходимость коренных изменений в представлениях о содержании учебного предмета «Физическая культура» в школе.
  8. Особенности представлений о сущности и назначении урока как формы физического воспитания школьников в рамках тренировочной концепции. Обоснование принципиальной невозможности успешной реализации занятий с тренировочной направленностью в условиях школьного урока физической культуры.
  9. О сущности понятия «Учебный предмет» в системе образования и педагогике в целом. Соотношение понятий «Учебный предмет «Физическая культура» с понятиями: «физическое воспитание», «физкультурное образование», «физическая подготовка».
  10. Основное предназначение и сущность понятия «Учебный предмет «Физическая культура» в системе общего образования. О проблеме соотношения понятий: «Физическое воспитание школьников», «Общее образование в сфере физической культуры» и «Учебный предмет «Физическая культура».
  11. Создание «дерева» целей как важнейшее условие решения проблемы целеполагания. Проблема диагностичности целей в сфере общего физкультурного образования.
  12. Особенности определения цели и основных задач физического воспитания в России и высокоразвитых странах мирового сообщества. Особенности физического воспитания в России и высокоразвитых странах мирового сообщества (сравнительный анализ).
  13. Суть постматериальной идеи развития общества в целом и физической культуры – в частности. О трёх периодах развития систем физического воспитания в обществе.
  14. Особенности содержания учебных занятий по физической культуре в общеобразовательных учебных заведениях различных стран мирового сообщества. Материалы Всемирного саммита по физической культуре (г. Берлин, 1999) как отражение состояния проблемы физического воспитания учащейся молодёжи в современном мире.
  15. Анализ основных концептуальных подходов к развитию физической культуры, сформировавшихся на рубеже 80-90-х годов ХХ столетия. Сходства и отличительные черты школьных программ по физической культуре в России и за рубежом.
  16. Представления о путях реформирования системы физического воспитания учащейся молодёжи (на основе взглядов В.И. Столярова).
  17. О системе физкультурного воспитания, как альтернативе физическому воспитанию (на основе работ Л.И. Лубышевой, А.П. Матвеева).
  18. Об учебном предмете «Спортивная культура», как альтернативе предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе. Концепция тренировки как методологическая основа организации учебной работы по физическому воспитанию школьников.
  19. Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования отечественной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодёжи России.
  20. Слабые стороны тренировочного подхода по отношению к организации учебной работы по физической культуре в школе. Обоснование ошибочности вывода об уроке, как «главном узле» противоречий в школьной физической культуре (В.К. Бальсевич).
  21. Суть концепции личной физической культуры. Основные положения конгруэнтного физического воспитания (автор проф. Лях В.И.)
  22. Особенность представлений, ведущих учёных, сторонников приоритета образовательной направленности системы физического воспитания школьников (на основе взглядов А.П. Матвеева и В.М. Минбулатова). Слабые стороны концептуального подхода, основанного на приоритетном внимании к образовательной направленности учебной работы по физической культуре в школе.
  23. Основные проблемы, обусловливающие отсутствия консолидированных представлений о содержании физического воспитания школьников.
  24. О приоритетном внимании к оздоровительной направленности учебных занятий по физической культуре на государственном уровне. Слабые стороны подхода, основанного на приоритете оздоровительной направленности учебной работы по физической культуре в школе.
  25. Объективные причины, мешающие полноценной реализации подхода, основанного на приоритете оздоровительной направленности учебных занятий по физической культуре в школе. О принципиальной невозможности реализации задач оздоровительной направленности путём подмены учебных занятий оздоровительными мероприятиями.
  26. Проблема, связанная с недостаточностью опоры на методологические основания в определении цели, задач, содержания общего образования в области физической культуры. Интеллектуализация, фундаментализация, культурологическая направленность – как методологические основы образовательной Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура».
  27. Проблема недостаточной степени разработанности теории определения содержания образования в области физической культуры. Пути решения проблемы разработки действенной Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура (на основе взглядов профессора В.П. Лукьяненко).
  28. Проблема недостаточной разработанности методики формирования знаний по предмету «Физическая культура» в школе, и содержания раздела «Основы знаний». Проблема отсутствия дифференциации технологий сообщения и усвоения теоретических сведений и процесса обучения двигательным действиям.
  29. Проблема смешения понятий «физическая подготовка» и «физкультурное образование» в системе общего образования в области физической культуры. Проблема различий в представлениях о главной цели учебной работы по физической культуре в школе.
  30. Статус учебного предмета «Физическая культура» в системе общего образования России. Суть заблуждений о мотивах представления этого предмета в качестве базовой общеобразовательной дисциплины.
  31. Содержательная суть заблуждений в понимании проблем школьной физической культуры методического характера. Содержательная суть заблуждений в понимании проблем школьной физической культуры методологического характера.
  32. Главное заблуждение в понимании проблем школьной физической культуры, являющееся своеобразной «фундаментальной» основой для существования многих других. Основные положения концепции модернизации системы общего среднего образования в области физической культуры, разработанные профессором В.П. Лукьяненко.
  33. Состояние процесса физического воспитания школьников в современных условиях развития системы общего образования. Особенности содержания учебных занятий по физической культуре в соответствии с основными положениями ФГОС НОО.
  34. Типы уроков физической культуры в соответствии с основными положениями ФГОС общего образования. Особенности содержания учебных занятий по физической культуре в соответствии с основными положениями ФГОС ООО.
  35. Основная направленность уроков физической культуры в соответствии с основными положениями ФГОС общего образования. Особенности содержания учебных занятий по физической культуре в соответствии с основными положениями ФГОС СОО.
  36. Основные положения Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» (принята 24 декабря 2018 г.). Основные недостатки этой Концепции.
  37. Содержание учебного предмета «Физическая культура» в школе. Современные проблемы, противоречия, парадоксы учебного предмета «Физическая культура».
  38. Современные концепции физического воспитания учащихся в Европе. Особенности представлений о статусе учебного предмета «Физическая культура» за рубежом.
  39. Аргументы, доводы, факты, свидетельствующие о неудовлетворительном состоянии системы физического воспитания школьников. Мотивы включения учебного предмета «Физическая культура» в инвариантную часть Федерального базисного учебного плана (ФУПа).
  40. Представления об уникальности функций учебного предмета «Физическая культура» в системе общего образования. Своеобразие и уникальность содержа¬ния учебного предмета «Физическая культура» в системе общего образования.
  41. Общее физкультурное образование как один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Система общего образования как важнейший компонент социальной структуры общества.
  42. Цели общего физкультурного образования в российской школе, их взаимосвязь с содержанием. Основные положения, регламентирующие деятельность в системе общего образования в области физической культуры.
  43. Триединство образовательного процесса – обучающего, воспитывающего и развивающего воздействия учебного предмета «Физическая культура» на обучающихся. Причины, обусловливающие проблематичность одновременного успешного решения задач по освоению фундаментальных знаний и интенсивному развитию двигательной функции обучающихся.
  44. Реализация принципа дифференцированного подхода в процессе обучения по предмету «Физическая культура». Два вида дифференциации – уровневая и профильная.
  45. Личностно-ориентированный подход в процессе общего физкультурного образования. Возможности индивидуализации процесса обучения школьников по предмету «Физическая культура».
  46. Умственное и физическое развитие в процессе реализации содержания общего образования в области физической культуры. Особенности реализации развивающего обучения в процессе общего физкультурного образования
  47. Проблема преподавания и усвоения теоретических знаний на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Особенности технологии преподавания и усвоения фундаментальных теоретических знаний.
  48. Проблема преподавания практико-методических знаний на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Особенности технологии преподавания и усвоения практико-методических знаний.
  49. Проблема формирования знаний в процессе практических занятий по физической культуре. Особенности задач и методики формирования знаний в процессе практических занятий.
  50. Роль системы общего физкультурного образования в формировании физической культуры личности и общества. Влияние уровня физической культуры общества на успешность решения задач по достижению социально значимых результатов в укреплении здоровья людей и генофонда нации
  51. Межпредметные связи в системе общего образования. Особенности и возможности реализации межпредметных связей в процессе общего физкультурного образования.
  52. Роль теоретических знаний в процессе познания, развития логического мышления и творческих способностей обучающихся. Роль теоретических и практико-методических уроков по физической культуре в повышении уровня физкультурной образованности современного общества.
  53. Особенности тестовых систем контроля знаний и уровня двигательной подготовленности. Понятие валидности тестов. Пути повышения их валидности.
  54. Проблемы и перспективы модернизации учебной работы по физической культуре в школе. Принципы фундаментальности, доступности и завершенности общего физкультурного образования в области физической культуры.
  55. Особенности организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучении предмета «Физическая культура». Место и роль самостоятельности, самообразования, физического самосовершенствования в решении социально значимых задач физического воспитания подрастающих поколений.
  56. Принципы организации и функционирования процесса образовательного процесса по физической культуре в школе. Принцип единства внутри- и межпредметной интеграции знаний и способов действий.
  57. Проблемно-интегративный подход и методика его реализации при обучении в процессе общего физкультурного образования. Принципы экологизации, гуманизации и гуманитаризации общего физкультурного образования.
  58. Специальные физкультурные знания как элемент содержания образования в области физической культуры. Роль физкультурных знаний в освоении ценностей физической культуры в современном обществе.
  59. Методы самовоспитания и самосовершенствования в процессе общего физкультурного образования. Физкультурное самообразование, самовоспитание, физическое самосовершенствование как важнейший результат функционирования системы общего образования в области физической культуры.
  60. Общие представления о системе физического воспитания в современном обществе. Место и роль системы общего физкультурного образования в системе физического воспитания подрастающих поколений.
  61. Традиционные представления о структуре и содержании учебных занятий по физической культуре в общеобразовательной школе. Особенности представлений о структуре и содержании уроков физической культуры у сторонников образовательной направленности модернизации системы общего образования в области физической культуры.
  62. Система базовых понятий как базовая фундаментальная основа общего образования в области физической культуры. Проблемы определения и соотношения базовых понятий в области физической культуры.
  63. Двигательный и когнитивный (интеллектуальный) компоненты содержания общего образования в области физической культуры Проблема соотношения двигательного и когнитивного компонентов в теории и практике общего физкультурного образования, пути её решения.
  64. Место и роль ценностей физической культуры в жизни человека и современного общества. Роль специальных физкультурных знаний в освоении человеком и обществом ценностей физической культуры.
  65. Общее состояние концептуального обеспечения процесса модернизации системы общего образования в области физической культуры. Принципиальные отличия авторской Концепции модернизации системы общего образования в области физической культуры, разработанной профессором В.П. Лукьяненко. Условия, необходимые для эффективной реализации данной концепции
  66. Система ценностей современного человека и общества. Место ценностей физической культуры в системе общечеловеческих ценностей.
  67. Современный ценностный потенциал физической культуры и проблемы их освоения личностью и обществом, пути её решения. Приобщение к ценностям физической культуры как цель общеобразовательной деятельности.
  68. Проблема недостаточности использования лишь физических упражнений для эффективного формирования физической культуры личности. О несостоятельности рассмотрения представлений о физических упражнениях и «функциональном автоматизме» в качестве основного источника знаний в процессе общего физкультурного образования
  69. Проблемы реализации содержания раздела «Основы знаний» учебного предмета «Физическая культура» в школе. Причины существования многообразного и противоречивого отношения специалистов к проблеме формирования знаний в процессе общего среднего физкультурного образования.
  70. Представления ведущих специалистов о содержании и методике процесса формирования специальных физкультурных знаний в системе общего среднего образования. Причины слабой разработанности содержания раздела «Основы знаний» и методики их формирования в процессе преподавания предмета «Физическая культура» в школе
  71. Цель и направленность процесса освоения знаний в физкультурном образовании. Особенности дифференцирования содержания образования по предмету «Физическая культура» в соответствии с организационной структурой общеобразовательной школы.
  72. Особенности традиционной методики формирования знаний в процессе общего физкультурного образования. Недостатки традиционной образовательной технологии, как главная причина утраты учебным предметом «Физическая культура» достойного места в школьной системе образования
  73. Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий, особенности её применения в системе общего физкультурного образования, её достоинства и слабые стороны. Демократизация, гуманизация, интеллектуализация, фундаментализация, культурологическая направленность - как методологические основы образовательной концепции физического воспитания школьников.